Программа воспитания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 «Огонёк» (МБДОУ «Детский сад № 1 «Огонёк»)

ПРИНЯТА:
На Педагогическом совете
МБДОУ «Детский сад № 1 «Огонёк»

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 1 «Огонёк»
_____________/Горбенко О.В/

Протокол № 1 от 27.08.2021г.

Приказ № 85 от 27.08.2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ
Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад № 1 «Огонёк»

г. Красный Сулин
2021г
1

Содержание
I - Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка_____________________________________ стр 3
1.2 Особенности воспитательного процесса в детском саду__________стр.5
II - Содержательный раздел
2.1 Цель и задачи воспитания___________________________________стр 8
2.2 Требования к планируемым результатам освоения Программы
Воспитания________________________________________________стр 10
2.3 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности______стр.11
Модуль 1 Творческие соревнования,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,стр13
Модуль 2 Праздники ________________________________________стр 14
Модуль 3 Гражданско-потриотическое воспитание_______________ стр 15
Модуль 4 Воспитание основ безопасности и жизнедеятельности____стр 16
III Раздел Организационный
3.1 Основные направления самоанализа воспитательной работы _____стр17.
3.2 Общие требования к условиям реализации Программы__________стр 18
3.3 Нормативно-правовая документация _________________________стр.19
3.4 Материально техническое обеспечение Программы____________стр. 19
Календарный план воспитательной работы _______________________стр.21

2

I Раздел Целевой
Пояснительная записка
Примерная рабочая Программа воспитания для образовательных
организаций, реализующих образовательные программы дошкольного
образования (далее – Программа, Примерная программа, Программа
воспитания), предусматривает обеспечение процесса разработки рабочей
программы воспитания на основе требований Федерального закона от 31
июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025
годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования.
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности
обучающихся в дошкольных образовательных организациях (далее – ДОО)
предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных
целей начального общего образования (далее – НОО), к реализации
Примерной программы воспитания, одобренной федеральным учебнометодическим объединением по общему образованию (протокол от 2 июня
2020 г. № 2/20) и размещенной на портале https://fgosreestr.ru.
ДОО руководствуется определением понятия «образовательная
программа», предложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный
закон): «образовательная программа – комплекс основных характеристик
образования (объем, содержание, планируемые результаты)
и организационно-педагогических условий, который представлен в виде
учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и
методических материалов, а также в предусмотренных настоящим
Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания,
календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».
Программа воспитания является обязательной частью основной
образовательной программы МБДОУ «Детский сад №1 «Огонёк» (далее ООП ДО) и направлена на решение вопросов гармоничного вхождения
воспитанников в социальный мир налаживания взаимоотношений с
окружающими их людьми.
В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными
государственными
образовательными
стандартами
дошкольного
образования (далее – ФГОС ДО) находится одна из ключевых задач:
формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни. Развития их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
3

самостоятельности.
Программа призвана обеспечить достижение детьми личностных
результатов, указанных в ФГОС ДО:
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к
разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства;
активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками,
участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать
интересы и чувства других. Может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности;
обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире,
в котором он живет;
знаком с произведениями детской литературы;
обладает элементарными представлениями из области живой и н е
ж и в о й природы, истории и т.п. (4.6. ФГОС ДО).
В
программе описана
система
возможных форм и
методов
работы
с воспитанниками.
Программа воспитания включает в себя четыре основных раздела:
Раздел «Особенности воспитательного процесса» (описание специфики
деятельности ДОУ);
Раздел «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых
общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые
ДОУ предстоит решать для достижения цели;
Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором ДОУ
показывает, каким образом будет осуществляться достижение поставленных
цели и задач воспитания.
Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы»,
показывает, каким образом в ДОУ осуществляется самоанализ организуемой
в нем воспитательной работы. Раздел содержит перечень основных
направлений, дополнен критериями и способами его осуществления.
К программе воспитания прилагается ежегодный календарный план
воспитательной работы с указанием конкретных мероприятий и примерных
сроков их проведения.
Программа позволяет педагогическим работникам и родителям
скоординировать свои усилия, направленные на воспитание подрастающего
поколения.

1.2 Особенности воспитательного процесса в детском саду
4

МБДОУ «Детский сад № 1 «Огонёк» - учреждение с многолетней
историей, и в тоже время современное, динамично развивающееся
образовательное учреждение, в котором сохраняются лучшие традиции
прошлого, осуществляется стремление к современному и инновационному
будущему.
МБДОУ «Детский сад № 1 «Огонёк» расположен в центре города
Красного Сулина, который считается самым благоприятным по
экологическим условиям. Детский сад расположен вдали от промышленной
зоны. С одной стороны граничит с парком им. Александра Невского, в
котором имеются спортивные комплекс, детская площадка. Вблизи
расположены общеобразовательная школа № 4, детская музыкальная школа
№ 1, что позволяет привлечь их в рамках социально-педагогического
партнёрства по различным направлениям воспитания и социализации
обучающихся.
В МБДОУ Детский сад № 1 образовательный процесс осуществляется в
соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования,
утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее –
ФГОС ДО). В связи с этим обучение и воспитание объединяются в
целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества.
Основной целью педагогической работы МБДОУ Детский сад № 1
является формирования общей культуры личности детей, в том числе
ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок
учебной деятельности.
Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность.
Игра широко используется как самостоятельная форма работы с детьми и как
эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других
организационных формах. Приоритет отдается творческим играм: (сюжетноролевым, строительно-конструктивным). Игры-драматизации и
инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности; и
игры с правилами: (дидактические, интеллектуальные, подвижные,
хороводные т.п.).
Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности
воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей,
запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения,
самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от
имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства.
Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как
непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны
воспитателя
Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в
свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях
5

и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных
воспитанников, организации дополнительных занятий с отдельными детьми,
которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле, например,
часто болеющими, хуже усваивающими учебный материал при фронтальной
работе и т.д.
Воспитательный процесс в МБДОУ Детский сад № 1 организуется в
развивающей среде, которая образуется совокупностью природных,
предметных, социальных условий и пространством собственного «Я»
ребенка. Среда обогащается за счет не только количественного накопления,
но и через улучшение качественных параметров: эстетичности,
гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности,
открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и
половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п. Воспитатели
заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде,
имели свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно
действовать в нем, придерживаясь норм и правил пребывания в различных
помещениях и пользования материалами, оборудованием.
Процесс воспитания в ДОУ основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогических работников и воспитанников:
- позитивная социализация ребенка (предполагает, что освоение
ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных
образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к
традициям семьи, общества, государства происходят в процессе
сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание
предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире;
личностно-развивающий
и
гуманистический
характер
взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей),
педагогических и иных работников ДОУ и детей). Личностноразвивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью
социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его
эмоционального благополучия и полноценного развития;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание
ребенка полноценным
участником
(субъектом)
воспитательных
отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов
отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы
воспитания;
- партнерство ДОУ с семьей, сотрудничество, кооперация с семьей,
открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций,
их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом
воспитательной программы. Сотрудники ДОУ должны знать об условиях
жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции
семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы
сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном
6

планах.
- сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования,
охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в
развитие и воспитание детей, а также использование ресурсов местного
сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей
для обогащения детского развития.
Основными традициями воспитания в образовательной
организации являются следующие:

стержнем годового цикла воспитательной работы ДОУ являются
ключевые мероприятия МБДОУ «Детский сад №1 «Огонёк», мероприятия
«Календаря образовательных событий РФ», коллективные дела группы детей
под руководством воспитателя через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогических работников;

важной чертой каждого ключевого мероприятия, события и
большинства используемых для воспитания других совместных дел
педагогов, детей и родителей, является обсуждение, планирование,
совместное проведение и создание творческого продукта (коллективного или
индивидуального каждого участника);

в проведении мероприятий МБДОУ «Детский сад №1 «Огонёк»
поощряется помощь старших детей младшим, социальная активность,
стремление создать коллективный или индивидуальный творческий продукт,
принять участие в общественно значимом деле;

педагогические
работники
ДОУ
ориентированы
на
формирование детского коллектива внутри одной возрастной группы, на
установление доброжелательных и товарищеских взаимоотношений между
детьми разных возрастов и ровесниками; умение играть, заниматься
интересным делом в паре, небольшой группе;

ключевой фигурой воспитания в ДОУ является воспитатель
группы, реализующий по отношению к ребенку защитную, личностно
развивающую,
организационную,
посредническую
(в
разрешении
конфликтов) функции. Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой
очень значимой, именно на него ложится огромная ответственность за
создание условий для личностного развития ребенка.
Интеграция семейного и дошкольного воспитания – одно из главных
направлений работы МБДОУ «Детский сад №1 «Огонёк», так как цель этой
работы - сохранение приоритета семейного воспитания, привлечение семей к
участию в учебно-воспитательном процессе. С этой целью проводятся
дистанционные родительские собрания, консультации, беседы, применяются
средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени, родительские
уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.), используя сетевые
ресурсы; привлекаются родители к проведению праздников, развлечений,
экскурсий и др.
II-Раздел Содержательный
7

2.1 Цель и задачи воспитания
Современный национальный воспитательный идеал — это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для
нашего общества ценностях, таких как семья, труд, отечество, природа, мир,
знания, культура, здоровье, человек, формулируется общая цель воспитания
в ДОУ. Это - формирование общей культуры личности, в том числе
развитие социальных, нравственных, эстетических качеств, ценностей
здорового образа жизни, физических качеств, самостоятельности и
ответственности ребенка.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям дошкольников.
1. В воспитании детей младшего дошкольного возраста
- обеспечение позитивной социализации, мотивации, поддержки и
развития индивидуальности детей через общение, игру, участие в
исследовательской деятельности и других формах активности.
Задачи:
- развивать положительное отношение ребенка к себе и другим людям;
- сформировать коммуникативную и социальную компетентности;
- развивать у детей интерес к эстетической стороне действительности,
ознакомление с разными видами и жанрами искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;
– содействовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни;
– сформировать стремление быть причастным к труду взрослых
(помогает поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега,
ремонтировать игрушки и книги и др.), стремление оказывать
посильную помощь, поддерживать чувство удовлетворения от участия в
различных видах деятельности, в том числе творческой;
- сформировать представление о России как своей стране, узнавать и
называть символику своей страны (флаг, герб, гимн).
2. В воспитании детей старшего дошкольного возраста цель:
- обеспечение
развития
общей
культуры
личности
ребенка,
интеллектуально-познавательных способностей, социально-нравственных,
эстетических, физических качеств.
Задачи:
- обогащать представления детей о многообразии культурных норм и
ценностей, принятых в обществе;
- поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество с
8

взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, становление
детского сообщества;
воспитывать
чувство
ответственности,
самостоятельности,
инициативности, формирование основ патриотизма;
- углублять представления детей о правилах безопасного поведения и
умение следовать им в различных ситуациях; содействовать становлению
ценностей здорового образа жизни;
- сформировать систему ценностей, основанную на непотребительском
отношении к природе и понимании самоценности природы;
- развивать предпосылки восприятия и понимания произведений
искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура) в многообразии
его жанров (портрет, пейзаж, натюрморт); художественных литературных
произведений и музыки; интерес к русскому языку, языкам других народов;
– поощрять проявления морально-волевых качеств.
Организовать работу с семьями воспитанников, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение вопросов
личностного развития детей.
Задачи:
1.Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ.
2.Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
3.Повышение педагогической культуры родителей.
4. Используя сетевые ресурсы.
Виды взаимоотношений, посредством которых будет
осуществляться взаимодействие:
- сотрудничество – общение «на равных», где ни одной из сторон не
принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать;
-взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая
осуществляется
на
основании
социальной
перцепции
(чувственного познания окружающего мира) и с помощью общения.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
ДОУ интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что
станет эффективным способом воспитания подрастающего поколения.
В работе с родителями использовать сетевые ресурсы, размещая информацию
на сайте.

2.2 Требования к планируемым результатам освоения программы
воспитания.
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, а
деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления
9

личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания
представлены в виде двух описательных моделей:
– «Портрета выпускника ДОУ» и «Портрета гражданина России».
Планируемые результаты воспитания детей в дошкольном возрасте.
В процессе воспитания к окончанию дошкольного возраста (к шести
годам) предполагается достижение следующих результатов, основаных на
целевых ориентирах:
1. Патриотизм:
Хранящий верность идеалам Отечества, гражданского общества,
демократии, гуманизма, мира во всем мире.
Действующий в интересах обеспечения безопасности и благополучия
России, сохранения родной культуры, исторической памяти и
преемственности на основе любви к Отечеству, малой родине,
сопричастности к
2. Гражданская позиция и правосознание:
Активно и сознательно принимающий участие в достижении
национальных целей развития России в различных сферах социальной жизни
и экономики, участвующий в деятельности общественных объединениях,
волонтёрских и благотворительных проектах. Принимающий и
учитывающий в своих действиях ценность и неповторимость, права и
свободы других людей на основе развитого правосознания.
3. Социальная направленность и зрелость:
Проявляющий самостоятельность и ответственность в постановке и
достижении жизненных целей, активность, честность и принципиальность в
общественной сфере, нетерпимость к проявлениям непрофессионализма в
трудовой деятельности, уважение и признание ценности каждой
человеческой личности, сочувствие и деятельное сострадание к другим
людям. Сознательно и творчески проектирующий свой жизненный путь,
использующий для разрешения проблем и достижения целей средства
саморегуляции, самоорганизации и рефлексии.
4. Интеллектуальная самостоятельность:
Системно, креативно и критически мыслящий, активно и
целенаправленно познающий мир, самореализующийся в профессиональной
и личностной сферах на основе этических и эстетических идеалов.
5. Зрелое сетевое поведение
Эффективно и уверенно осуществляющий сетевую коммуникацию и
взаимодействие на основе правил сетевой культуры и сетевой этики,
управляющий собственной репутацией в сетевой среде, формирующий
«здоровый» цифровой след.
6. Экономическая активность:
Проявляющий стремление к созидательному труду, успешно
достигающий поставленных жизненных целей за счёт высокой
экономической активности и эффективного поведения на рынке труда в
10

условиях многообразия социально-трудовых ролей, мотивированный к
инновационной деятельности.
7.Коммуникация и сотрудничество:
Доброжелательно, конструктивно и эффективно взаимодействующий с
другими людьми – представителями различных культур, возрастов, лиц с
ограниченными возможностями здоровья (в том числе в составе команды);
уверенно выражающий свои мысли различными способами на русском и
родном языке.
8. Здоровье и безопасность :
Стремящийся к гармоничному развитию, осознанно выполняющий
правила здорового и экологически целесообразного образа жизни и
поведения, безопасного для человека и окружающей среды (в том числе и
сетевой), воспринимающий природу как ценность, обладающий чувством
меры, рачительно и бережно относящийся к природным ресурсам,
ограничивающий свои потребности.
9. Мобильность и устойчивость:
Сохраняющий внутреннюю устойчивость в динамично меняющихся и
непредсказуемых условиях, гибко адаптирующийся к изменениям,
проявляющий социальную, профессиональную и образовательную
мобильность, в том числе в форме непрерывного самообразования и
самосовершенствования.
2.3 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.
Содержание Программы воспитания, в соответствии с Федеральным
Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
«…должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между
людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической,
религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие
мировоззренческих
подходов,
способствовать
реализации
права
обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать
развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его
личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями».
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми
дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в
ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и
обучения в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:
− социально-коммуникативное развитие;
− познавательное развитие;
− речевое развитие;
− художественно-эстетическое развитие;
− физическое развитие.
11

Виды деятельности:
игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды
игры;
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и
сверстниками);
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего
мира и экспериментирования с ними);
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на
улице);
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули,
бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка,
аппликация);
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,
пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных
инструментах);
- двигательная (овладение основными движениями) формы активности
ребенка.
Формы организации деятельности:
– игра, игровое упражнение, игра путешествие занятие;
-тематический модуль, коллекционирование,
-чтение, беседа, разговор, ситуации,
-конкурсы, викторины, коллективное творческое дело,
-проекты, эксперименты, длительные наблюдения, экологические акции,
экскурсии, пешеходные прогулки.
- праздники, развлечения, физкультурно-спортивные соревнования,
-театрализованные игры, инсценировки.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы ДОУ, каждое из
которых представлено в соответствующем модуле.

Модуль 1. Творческие соревнования
Творческие соревнования позволяют провести воспитательную работу с
ребенком сразу по нескольким направлениям: социально-коммуникативное
12

развитие, умственное и эстетическое воспитание, вовлечение родителей в
процесс воспитания, интеграция воспитательных усилий.
Творческие соревнования способствуют художественно–эстетическому
развитию ребенка, которое предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к
окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах
искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживанию персонажам художественных произведений;
реализацию
самостоятельной
творческой
деятельности
детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Творческие соревнования стимулируют у воспитанников развитие:
сенсорных способностей; чувства ритма, цвета, композиции; умения
выражать в художественных образах свои творческие способности.
Творческое соревнование – не просто мероприятие в стенах детского
сада, это продолжение и расширение образовательного процесса, где
развитие получают все участники процесса: ребенок, родитель и педагог.
Родитель и ребенок учатся и приобретают опыт по взаимодействию для
достижения общей цели, реализуя общие задачи. Родитель учится быть
терпеливым и вдумчивым. Ребенок получает первый социальный опыт
участия в конкурсном движении, а родитель учится относиться к
соревнованиям серьезно, знакомясь с положениями, условиями и системой
оценки.
Творческие соревнования создают условия для приобретения
социального опыта участия ребенка в конкурсном движении и формирование
у родителей педагогической культуры по подготовке и поддержке своего
ребенка в участии в конкурсах.
МБДОУ Детский сад № 1 «Огонёк» проводит творческие соревнования
в различных формах, например, конкурсы, выставки, фестивали. Конкретная
форма проведения творческого соревнования определяется календарным
планом воспитательной работы МБДОУ Детский сад № 1 «Огонёк».
МБДОУ Детский сад № 1 «Огонёк» помогает подготовиться семье к
успешному участию в конкурсе, консультирует родителей по созданию
условий, мотивации, помогают в подготовке. Педагогам приходится учиться
видеть домашние условия и возможности ребенка, понимать современного
родителя и их трудности, быть терпимыми, и доброжелательными к любому
родителю и оказывать посильную помощь в развитии детей дома.
Через весь процесс подготовки, организации и проведения творческих
соревнования педагогический коллектив детского сада решает для себя
13

важную задачу по воспитанию родителя и преемственности развития ребенка
в семье и детском саду.
Модуль 2. Праздники
Праздники благотворно влияют на развитие психических процессов
ребенка: памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития
речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях;
способствуют его нравственному воспитанию, развитию социальнокоммуникативных навыков.
Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов
деятельности. Для этих целей на празднике используются игры и
представления. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться.
Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на
занятиях по развитию речи и музыке. Малыши разучивают песни, стихи и
танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом
продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да
еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в
мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить
ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться.
А когда у малыша есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее.
Во-вторых, праздник – это возможность для родителей получить
представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с
другими детьми.
В-третьих, праздник в детском саду позволяет родителям сравнить
навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить
какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома.
Помимо этого педагоги могут оценить поведение ребенка в коллективе:
насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он
дисциплинирован.
Педагогический коллектив вправе не приглашать на праздники в
ясельных группах, потому что малыши нередко реагируют слезами на
появление родителей, к которым нельзя подойти, и теряют весь интерес к
празднику. Во время эпидемиологических вспышек присутствие родителей
тоже, как правило, не допускается.
МБДОУ Детский сад № 1 «Огонёк» организует праздники в форме
тематических мероприятий, например, праздник осени, новый год,
рождество, мамин праздник, день Победы, а также утренников. Конкретная
форма проведения праздника определяется календарным планом
воспитательной работы МБДОУ Детский сад № 1 «Огонёк»

Модуль 3. Гражданское и патриотическое воспитание.
14

Понятие «гражданское воспитание» является новым направлением для
дошкольников. Воспитывать гражданина – это значит готовить человека к
участию в решении государственной задачи, выполнению функций хозяина,
труженика, защитника Родины, готового к активной деятельности на ее благо.
Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где
родился и вырос гордость за исторические свершения своего народа.
Цели и задачи:
Расширять представления о своем родном годе, крае, столице Родины, с
российской символикой, формировать позицию гражданина России,
воспитывать чувство патриотизма.
Воспитывать любовь и уважение к малой Родине, к родной природе, к
отечественным традициям и праздникам.
Воспитывать уважение и интерес к различным культурам.
Воспитывать уважение к правам и достоинствам других людей,
родителей, пожилых, инвалидов.
Формировать представление о добре и зле, способствовать
гуманистической направленности поведения.
Развивать
в
детской
среде
ответственность,
принципы
коллективизма и социальную солидарность.
Знакомить детей с поступками людей, защищающих и отстаивающих
ценности жизни, семьи, отношений товарищества, любви и верности,
созидания и труда.
Воспитывать любовь и бережное отношение к городу Красному
Сулину, формировать гражданскую позицию своего проживания и
существования.
Формы работы с детьми: занятия, досуги, выставки, участие в
конкурсах, экскурсии, проведение патриотических праздников.
Ожидаемые результаты:
Привязанность и проявление любви к своей семье, дому, родному
городу, стране.
Бережное отношение к родной природе и всему живому.
Повышенный интерес к русским традициям.
Знание символики государства (герб, флаг, гимн).
Расширение представлений о стране, воспитание уважения и гордости за
свою страну.
Уважение к защитникам Родины, их подвигам во имя России. Толерантность,
чувства уважения к другим народам, их традициям.

Модуль 4. Воспитание основ безопасности и жизнедеятельности.
15

Воспитание направлено на достижение целей по формированию основ
безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе: - формирование
осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным
предметам для человека
- формирование представлений об опасных ситуациях для человека и
способах безопасного поведения в них;
- передачу знаний детям о правилах безопасности дорожного движения
в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование правил поведения по противопожарной безопасности
воспитанников, поведение при угрозе пожара, природных явлениях (гроза,
наводнение, ураган)
- приобщение к правилам к правилам безопасного поведения человека
в окружающем мире;
- предупреждение об опасности приема лекарственных препаратов,
ядовитых растений;
- правила осторожного поведения в лесу, при встрече с дикими
животными.

16

III Раздел Организационный.
3.1 Основные направления самоанализа
воспитательной работы
Самоанализ организуемый в МБДОУ «Детский сад № 1 «Огонёк»
воспитательной работы осуществляется по выбранным детским садом
направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания
дошкольников и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному
решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется
самоанализ воспитательной работы в МБДОУ «Детский сад №1 «Огонёк»»,
являются:
принцип гуманистической направленности осуществляемого
анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к
воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей,
а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности,
характер общения и отношений между воспитанниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов
для совершенствования воспитательной деятельности педагогов:
грамотной постановки ими цели
и
задач воспитания,
умелого
планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов,
форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
принцип
разделенной
ответственности
за
результаты
личностного развития воспитанников, ориентирующий экспертов на
понимание того, что личностное развитие детей – это результат как
социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду с
семьей и другими социальными институтами), так и стихийной
социализации, и саморазвития детей.
Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными
объектами анализа, организуемого в МБДОУ «Детский сад № 1 «Огонёк»
воспитательного процесса являются:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика
личностного развития
воспитанника
каждой
группы.
Осуществляется анализ воспитателями с последующим обсуждением его
результатов на заседании педагогического совета МБДОУ «Детский сад №1
«Огонёк».
17

Способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое
наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих
вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития
воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы
решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем
далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в МБДОУ «Детский сад №1 «Огонёк»
совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого
осуществляется данный анализ, является наличие в детском саду
комфортной и личностно развивающей совместной деятельности детей и
взрослых. Осуществляется анализ заведующим и воспитателями.
Способами получения информации о состоянии организуемой в детском
саду совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с
родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование.
Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета
МБДОУ «Детский сад № 1 «Огонёк». Внимание при этом
сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых общесадовских мероприятий;
- качеством совместной деятельности воспитателей и родителей;
- качеством проводимых экскурсий, походов;
- качеством организации творческих соревнований, праздников
и фольклорных мероприятий. Итогом самоанализа организуемой
воспитательной работы в МБДОУ «Детский сад №1 «Огонёк»
является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит
работать педагогическому коллективу.
3.2 Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Программа воспитания обеспечивает формирование социокультурного
воспитательного пространства при соблюдении условий ее реализации,
включающих:
− создание уклада ДОУ, отражающего сформированность в ней
готовности всех участников образовательного процесса руководствоваться
едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее
воспитательно значимые виды совместной деятельности. Уклад ДОУ
направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня
ДО на уровень НОО;
− современный уровень материально-технического обеспечения
Программы воспитания, обеспеченности методическими материалами и
средствами обучения и воспитания;
18

− наличие профессиональных кадров и готовность педагогического
коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания;
− учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного
возраста,
Воспитательный процесс в ДОУ строится на следующих принципах:
− неукоснительное соблюдение законности и прав семьи ребенка,
соблюдения
− конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета
безопасности ребенка;
− создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и
взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие детей,
их семей, и педагогических работников;
− системность и целенаправленность воспитания как условия его
эффективности.
3.3 Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы
воспитания.
1.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся”.
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования, приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г,
(ФГОС ДО).
3.4 .Материально-техническое обеспечение реализации Программы
воспитания
Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса
соответствует Требованиям к материально-техническому и учебнометодическому обеспечению программы воспитания. Технические средства
обучения и воспитания в полной мере отвечают поставленной
воспитывающей цели, задачам, видам, формам, методам, средствам и
содержанию воспитательной деятельности, учитывают специфику ДОУ,
специальные потребности обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и соответствуют установленным государственным санитарноэпидемиологическим правилам и гигиеническим нормативам.
Цель создания развивающей предметно-пространственной среды в
ДОУ - обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста, в том
числе и их нравственное развитие личности в социально-духовном плане,
развития самостоятельности.
Среда обеспечивает:
учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

19

Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды ДОУ
обеспечивает целостность воспитательного процесса в рамках реализации
Программы воспитания:
подбор художественной литературы;
подбор видео и аудиоматериалов;
Материально-техническое оснащение развивающей предметнопространственной среды изменяется и дополняется в соответствии с
возрастом воспитанников и календарным планом воспитательной работы
ДОУ на текущий учебный год.

20

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».